Автор: не указан Дата добавления: 2018-01-18

Крещенский сочельник

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

       18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

       Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января.

История празднования

       В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать постное блюдо — сочиво, приготовленное из пшеницы и меда. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

       Чин великого освящения воды получил своё название в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемых иорданью.

       Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение человека в иордань (прорубь) дарует отпущение всех грехов.

       Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь относит к тяжким грехам против Бога.

       Крещение, или Богоявление – праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

       Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Бог Отец возвестил с Небес о Сыне , Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1: 33-34).

       С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасения человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня.

       Христос принял Крещение не потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Он взял на Себя грехи людей и даровал им спасение.

       В воспоминание этого события Церковь ежегодно совершает великое освящение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной Литургии.

   В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или крещенской водой.

       Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища

       С 11–12 века водоосвящение происходит два раза — в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

       Существует ошибочное мнение, будто бы освящаемая в эти дни вода различна: та – богоявленская иорданская, а эта – крещенская. Освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодать освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.

       Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

    Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

      Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

    Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

       При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Богоявление

   Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

    Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

      Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…».

      Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное значение. Крещение на Иордане источает отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение.

     При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

      Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов.

       Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Тропарь Крещения Господня, глас 1

       Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

 

Кондак Крещения Господня, глас 4

      Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

 

Величание

       Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

 

 

 

^